Вентиляция в гараже

Вентиляция в гараже

Автор: Саркис Тагаев   Обновлено: 11 апреля 2024 г.

Быстрый переход:

Требуемый нормируемый воздухообмен
Рекомендации по воздухообмену
Принудительная или естественная система?
Как надо делать?
Устройство подачи воздуха
Вытяжка в гараже
Размеры и материалы воздуховодов
Воздуховоды из канализационных труб
Принудительное движение воздуха
Удаление воздуха осевым вентилятором
Установка канального вентилятора


Для чего нужна вентиляция в гараже? Прежде всего, она играет главную и решающую роль в обеспечении безопасности. Ведь мы все хорошо знаем, что выхлопные газы и испарения различных автомобильных жидкостей могут представлять серьезную угрозу для нашего здоровья. Недостаток свежего воздуха в закрытом пространстве может привести к опасным последствиям.

Хорошо продуманная система также необходима для обеспечения оптимальных условий хранения вашего транспортного средства. Неотапливаемое помещение, в котором организован действенный воздухообмен, не накапливает влагу и водяные пары. Это снижает риск появления ржавчины и коррозии на металлических деталях автомобиля. В этой статье мы рассмотрим различные типы систем, их особенности и принципы работы, также я поделюсь полезными советами по выбору оборудования, чтобы Ваш дом для автомобиля стал идеальным местом для его хранения и обслуживания.

Требуемый нормируемый воздухообмен

Вентиляция в гараже
Правильно сделать поможет нормируемый воздухообмен

Для достижения хорошего результата важно понимать, к какому уровню воздухообмена надо стремиться. Различные источники предоставляют разную информацию и зачастую противоречат друг другу.

Наиболее заслуживающий доверия источник информации — Временное совместное решение по корректировке нормативных требований, представленных в ОНТП 01-91, МГСН 5.01-94 и касающихся проектирования стоянок легковых автомобилей. В нем можно прочитать пункт 2.1: «Воздухообмен в гаражах-стоянках индивидуального (личного) транспорта определяется расчетом при усредненном значении количества въездов и выездов соответственно равным 2 и 8% от общего количества машиномест. При этом концентрацию оксида углерода (CO) следует принимать 20 мг/м3. Значение воздухообмена не должно составлять менее 150 м3/час на одно машиноместо».

Большинство интернет-ресурсов, переписывающих друг у друга информацию, приводят следующие данные: согласно СНиП «Стоянки автомобилей», для одноквартирных домов на один легковой автомобиль берется расход воздуха 180 м3/час. Я провел проверку и не нашел подтверждения этих данных. Тем не менее, хоть в строительных нормах и нет такой информации, предлагаю принять ее во внимание.

По рекомендациям производителей вентоборудования, для хранения автомобиля должен обеспечиваться 6—8-кратный обмен воздуха. Для стандартного помещения размерами 6 × 4 метра и высотой 2,5 метра рекомендуемый расход воздуха, таким образом, составит порядка 480 м3/час.

Рекомендуемая кратность воздухообмена
Рекомендуемая кратность воздухообмена

Хочу пояснить важный момент: нет и не может существовать какой-либо точной и универсальной нормы воздухообмена на все случаи жизни. Невозможно учесть продолжительность, интенсивность, техническое состояние и режимы работы двигателя автомобиля как основного источника загрязнения. Не надо выхватывать из норм только цифры и слепо ими руководствоваться. Ключевыми для понимания являются слова «определяется расчетом».  Естественно, его никто не делает из-за сложности и трудности учета множества факторов. Для упрощения процесса проектирования системы и подбора оборудования берется определенная  кратность воздухообмена, которая учитывает все допуски и приближения. Ей необходимо руководствоваться с умом, понимая суть происходящих процессов.

Рекомендации по воздухообмену и режимам работы

Для простого понимания, исходя из личного опыта и практики, свои рекомендации я сформулировал следующим образом:

Усредненный желаемый воздухообмен — 250—300 м3/час на одну машину (приблизительно 4-5 кратная смена воздуха в час). При такой производительности вентсистема справится с кратковременной работой двигателя автомобиля во время заезда и выезда. При таком обмене воздуха в помещении будет комфортно проводить ремонт и обслуживание автомобиля с выключенным двигателем без проведения значительных покрасочных работ.

Следует учитывать, что для режима, подразумевающего только хранение автомобиля, такого расхода воздуха не требуется. Вполне достаточен трехкратный обмен воздуха, как для обычного влажного помещения, которым, в большинстве случаев, неотапливаемый гараж и является. Для помещения, где хранится автомобиль стандартных размеров (6 × 4 × 2,5(h) метра) получается производительность 180 м3/час. Как вы можете увидеть по цифре, нормы воздухообмена «не менее 150 м3/час» и «180 м3/час» на одну машину практически совсем не учитывают режим нахождения автомобиля в помещении с включенным двигателем. А ведь именно продукты сгорания во время работы двигателя несут основную угрозу здоровью человека.

Выхлопные газы от работающего двигателя автомобиля
Выхлопные газы от двигателя автомобиля

Для борьбы с вредностями, попадающими в помещение при работе двигателя автомобиля, могут быть два подхода. Первый — экономный и наиболее распространенный: машина находится в помещении с включенным двигателем кратковременно, только для заезда и выезда. Ворота закрываются не сразу, выдерживается некоторое время (5—7 минут) для проветривания помещения.

Этот способ имеет недостатки, которые в свое время я прочувствовал на себе. Иногда заехать не получается с первого раза. Причин хватает: проезд узкий и ворота хотелось бы пошире. Нормально вывернуть не всегда получается. Нагазуешь во время парковки, закроешь ворота побыстрее из-за спешки, вернешься на секунду, задержишься и дышишь этой гадостью. Все знаю, все понимаю, но почему-то это происходило на достаточно регулярной основе. Ждать, как баран, уставившись на открытые ворота, не хочется.

В качестве альтернативы долгому проветриванию помещения может использоваться дополнительная механическая вытяжка, которая производит интенсивное удаление загрязненного воздуха вовремя, когда это необходимо. В этом заключается суть второго, более затратного, но зато более качественного и эффективного способа борьбы с вредными выделениями от рабочего двигателя автомобиля. Чем мощнее вытяжной вентилятор, тем быстрее он удалит загрязненный воздух.

Механическая вытяжка в гараже
Схема работы дополнительного вытяжного вентилятора

Здесь уже должно стать понятно, почему большинство производителей вентиляционного оборудования предлагают организацию более интенсивного, 6—8-кратного воздухообмена, порядка 480—500 м3/час. Я бы этими цифрами не ограничивался, здоровье дороже. Для кратковременной вытяжки можно поставить и более производительный вытяжной вентилятор. Продолжительность его работы легко ограничить таймером либо производительность уменьшить регулятором скорости.

Вот навскидку простейшая схема автоматизации процесса: концевой выключатель на воротах включает вентилятор во время их открытия; интенсивное удаление воздуха отработает установленное на таймере время (15—20 минут) после закрытия ворот и выключится; система автоматически вернется к штатному режиму работы. Также вытяжку можно подключить через датчик углекислого газа CO.  И голова ни о чем не  будет болеть, один раз настроил и все само отработает так, как положено.

Принудительная или естественная вентиляция ?

Естественная вентиляция в гараже основана на использовании простых физических процессов, таких как ветер и естественные потоки воздуха из-за разности плотности и давления. Она подразумевает организацию отверстий и каналов, позволяющих воздуху свободно циркулировать в помещении. Естественная вентиляция менее эффективна в удалении загрязненного воздуха, но она проста в устройстве и бесплатна во время использования.

Естественная вентиляция воздуха
Схема естественного движения воздуха

При работе механического оборудования удаление загрязненного воздуха и подача свежего происходят более интенсивно. Преимущество принудительной вентсистемы заключается в том, что она обеспечивает эффективный, а главное, более надежный, обмен воздуха в помещении, не зависящий от внешних факторов. Основной недостаток такой системы в том, что для ее работы требуется электрическая энергия, а значит, всегда будут присутствовать эксплуатационные затраты.

Если планируется, что процессы, связанные с выделением выхлопных газов или различных вредных паров, будут происходить часто, то использование вентилятора  предпочтительно. Если помещение в основном используется для простого длительного хранения транспортного средства, то естественного движения воздуха вполне достаточно.

Важно!  Лучший вариант — сочетание двух упомянутых подходов к организации движения воздуха. Такая комбинация может сочетать экономичность естественной и эффективность принудительной вентсистемы.

Как правильно сделать вентиляцию в гараже?

За основу лучше всего взять простую и проверенную схему естественного движения воздуха, которую можно реализовать собственными руками. Большую часть времени в интересующем нас помещении ничего не происходит, в лучшем случае просто хранится автомобиль и его принадлежности. В течение этого пассивного периода будет оптимальным организовать воздухообмен в помещении по следующей схеме.

Схема вентиляции в гараже
Схема устройства системы в неотапливаемом помещении с подвалом

Воздух поступает в помещение через отверстия, находящиеся рядом с въездными воротами или в самих воротах. С противоположной стороны от ворот должны находиться вертикальные воздухоотводящие каналы. Желательны вытяжные воздуховоды с максимально возможной высотой. Это увеличит тягу и побудит движение воздушных масс. Чем выше, тем лучше.

На один уровень (без подвала или только для подвала) будет достаточно устроить один вытяжной воздуховод диаметром 160 мм и два круглых приточных канала диаметром 125 мм (прямоугольный аналог имеет размер 120 х 120 мм). Для помещения с подвалом по периметру необходимо будет две вытяжки диаметром 160 мм (по одной на каждый уровень) и четыре воздухоприемных отверстия указанного размера. Заборы свежего наружного воздуха в стене с воротами следует максимально удалить друг от друга, расположив их по углам сверху и снизу. Так будет обеспечен максимальный охват вентсистемой всего объема помещения.

В каждом конкретном случае свои условия и особенности. Конечно можно изменить количество и размер отверстий. Главное, чтобы приблизительно сохранялась их суммарная площадь (пропускная способность) и они были по возможности распределены. Застойные зоны должны отсутствовать.

Приточные отверстия для воздуха в распашных воротах
Отверстия в распашных воротах

Особенно обратите внимание на следующие моменты:

  • Удаление воздуха должно происходить с противоположной стороны от поступающего воздуха. Все помещение должно хорошо продуваться.
  • Вытяжных каналов в помещении с подвалом должно быть несколько. Один должен забирать воздух с уровня, на котором хранится автомобиль, второй осуществляет вытяжку из подвала или погреба.
  • Для улучшения тяги на вытяжные воздуховоды обязательно должны быть установлены турбодефлекторы. Забудьте про зонтики и обычные дефлекторы — эти изделия из каменного века. Пользуйтесь современным оборудованием. Ротационные дефлекторы стоят недорого, но принципиально улучшают воздухообмен в помещении. О них я дальше расскажу подробнее.
  • Чтобы свежий воздух мог попасть в подвальное помещение, в перекрытии должны быть устроены переточные каналы. Фактически это окультуренные отверстия, через которые воздух будет поступать на нижний уровень. Их размер должен быть сопоставим с нижними отверстиями в стене.
Отверстия в рулонных воротах
Воздухозаборные отверстия в рулонных воротах

Организация обмена воздуха по вышеописанной схеме может служить основой, к которой в случае необходимости можно добавить те или иные улучшения. Дополнительная установка вентилятора позволит добавить в систему возможность производить интенсивное проветривание помещения. Мощная вытяжка пригодится в следующих случаях:

  • Удаление выхлопных газов при заезде и выезде автомобиля. Не стоит путать этот кратковременный режим с полноценным нахождением автомобиля внутри помещения с включенным двигателем. Организация испытательного стенда требует других технических решений и не рассматривается в этой статье.
  • Борьба с влажностью. Очень часто строительные конструкции и подвальные помещения не изолированы должным образом от попадания внутрь осадков и грунтовых вод. Из-за строителей-халявщиков это может быть большой проблемой. Установка мощного вытяжного вентилятора не решит эту проблему полностью, но зато могут быть значительно смягчены последствия этого бедствия. Плесени и сырости будет гораздо меньше.
  • Проведение работ по обслуживанию и ремонту автомобиля с теми или иными вредностями. Здесь подкрасили, там подмазали, пшикнули какой-то химией — и в помещении находиться стало невозможно. Знакомая картина? Быстрое удаление запаха и вредных веществ будет как нельзя кстати. Да и то, что вы намазали подсохнет быстрее.

Устройство подачи воздуха

Правильная организация поступления достаточного количества воздуха крайне необходима. Часто приток попросту упускают из вида, сосредотачиваясь на организации только одной вытяжки. Это очень опрометчиво. Из-за серьезности вопроса описание этого существенного аспекта вынесено в отдельную статью. Я настоятельно рекомендую Вам ознакомиться с подготовленной мной информацией.

Правильная вытяжка в гараже в приоритете

На сегодняшний день оптимальный вариант организации вытяжки — использование турбодефлекторов. Все другие устройства (зонты и обычные дефлекторы) значительно проигрывают по эффективности вращающимся (ротационным) дефлекторам.

Вытяжные вентиляционные турбодефлекторы ТД (ERA)
Вытяжные турбодефлекторы ТД (ERA)

Работа турбодефлектора основывается на следующих принципах: используя энергию ветра, вращаясь, устройство создает разрежение воздуха в вентиляционном канале, увеличивает тягу и выводит загрязненный воздух из помещения. Независимо от направления и силы ветра, вращается крыльчатка всегда в одном направлении. Такое устройство предотвращает обратную тягу и попадание осадков в вентиляционный канал.

Важно!  Коэффициент местного сопротивления турбодефлектора намного меньше единицы. Это означает, что ротационный дефлектор при наличии природного ветра активно побуждает движение вытяжного воздуха, вытягивая его из воздушного канала. Фактически это бесплатный природный вентилятор.

Турбодефлекторы изготавливают из разных материалов, из оцинкованного металла и нержавеющей стали. Очень интересный вариант оборудования, называемый “нанодефлектор”, выполнен из пластика. Он не боится коррозии, обладает большим сроком службы, устойчив к заснеженности, не боится выпадения конденсата и образования наледи. Пластмассовые нанодефлекторы — лучшее оборудование из всех возможных вариантов. Кроме того, не надо изобретать велосипед с устройством вытяжных воздуховодов на улице, можно сразу приобрести родные, готовые к применению теплоизолированные воздушные каналы.

Нанодефлектор для естественной вытяжки
Нанодефлектор для естественной  вытяжки воздуха

Важно!  Часть вытяжных воздуховодов, находящихся на улице, вне помещения, необходимо изолировать. Это позволит избежать конденсации водяных паров на внутренней поверхности воздушных каналов и стекания капель вниз.

Возможные цвета нанодефлекторов
Варианты цветов вытяжных нанодефлекторов

Размеры и материалы вытяжных воздуховодов

Для организации эффективной вытяжки из помещения необходимо использовать круглые воздуховоды диаметром 150—160 мм. При желании можно и больше, запас прочности системы не будет лишним. На каждый уровень необходим отдельный воздушный канал. Из подвала одна вытяжка, из помещения для хранения автомобиля второй воздуховод.

Диаметр 100 мм ничтожно мал для естественного движения воздуха, про него стоит забыть сразу. Воздуховоды диаметром 125 мм тоже не впечатляют пропускной способностью, но не стоит спешить от них отказываться. Если внизу  нет подвала или обособленного погреба, можно устроить две вытяжные шахты диаметром 125 мм в углах помещения, напротив въездных ворот. Таким образом, удаление отработанного воздуха будет распределено и произойдет более равномерно. Но организовывать два прохода через кровлю сложнее, чем устроить одну вытяжную шахту диаметром 160 мм, так что этот вариант выглядит более предпочтительным.

Выпускаемые размеры пластиковых воздуховодов
Размеры пластиковых воздуховодов

Поскольку мы имеем дело с потенциально влажным помещением, пластиковые воздуховоды предпочтительнее других вариантов: они не боятся коррозии, да и с образованием конденсата на поверхности у них дела обстоят намного лучше, чем у металлических аналогов. Поэтому я не могу советовать к применению оцинкованные воздушные каналы. Если Вы собираетесь их использовать, то обязательно уделите внимание теплоизоляции, поверьте, лишним не будет. Особенно нуждаются в дополнительном утеплении наружные участки вытяжных воздуховодов.

Использовать асбестоцементные трубы крайне не рекомендую. Асбест — очень вредный для здоровья материал, избегайте какого-либо контакта с ним. Если у Вас уже имеется такая труба постарайтесь избавиться от нее как можно быстрее.

Вентиляция в гараже из канализационных труб

Помимо специализированных белых вентиляционных каналов, можно использовать канализационные трубы. Кому как больше нравится. На мой взгляд, белые воздуховоды смотрятся аккуратнее, но хлипковаты, требуют покраски, чтобы не смотреться грязными, и снаружи на них нормально не установишь турбодефлектор. Для применения внутри помещения они вполне подходят.

Канализационные трубы для организации движения воздуха
Канализационные трубы для удаления воздуха

Канализационные трубы более массивные, конструкции из них получаются жестче, чем из белых тонкостенных каналов. Это их несомненное достоинство. Если случайно задеть такую вытяжную шахту плечом, то с большей вероятностью она не развалится. Предпочтительный вариант — использование наружных канализационных труб оранжевого цвета, они лучше переносят низкие температуры воздуха. Не вздумайте выводить на улицу серую канализационную трубу, рассчитанную на применение внутри помещения: она просто потрескается от морозов.

Принудительная вентиляция в гараже

Если вы примете решение об устройстве улучшенной принудительной системы, то сразу станет вопрос о выборе вентилятора и способа его монтажа. Как я сказал ранее, рекомендуемый воздухообмен на одну машину (с необходимым запасом) для механической вентиляционной системы составляет примерно 480-500 м3/час. Круглые канальные вентиляторы диаметром 160 мм как раз обладают такой производительностью. Их присоединительные размеры совпадают с рекомендуемыми размерами вытяжных воздуховодов. Конечная конфигурация системы напрашивается сама собой. Канальный вентилятор можно просто присоединить к системе вытяжных воздуховодов.

При этом будет два режима эксплуатации такой системы:

  1. Дежурный естественный режим: вентилятор выключен, движение воздуха осуществляется естественным способом за счет разрежения создаваемого турбодефлектором.
  2. Режим принудительной вентиляции: вентилятор включен и осуществляет интенсивное удаление загрязненного воздуха.
Канальные вентиляторы MARS и TYPHOON 2SP
Канальные вентиляторы MARS и TYPHOON 2SP

Важно!  Для установки в вытяжной канал необходимо выбирать вентилятор такой конструкции, чтобы в выключенном состоянии его рабочее колесо хорошо продувалось и не препятствовало прохождению воздуха между лопастей. Естественное движение воздушного потока должно сохраняться и не иметь существенных помех. Центробежные вентиляторы с крыльчаткой в форме беличьего колеса не подойдут, они будут создавать большое сопротивление.

Позволю себе рекомендовать конкретные изделия, которые удачно дополнят естественную вентиляционную систему Вашего помещения для хранения автомобиля. Обратите внимание на канальный вентилятор Mars GDF 160 (ERA) с металлическим корпусом и его пластиковый современный аналог Typhoon 160 2SP (ERA). Посмотреть мои обзоры этих вентиляторов вы сможете, перейдя по ссылкам. Вряд ли можно найти что-то лучше по соотношению цены и качества.

Удаление воздуха настенным осевым вентилятором

Если существует техническая возможность обязательно рассмотрите вариант удаления воздуха при помощи осевого вентилятора, например, Storm 200 (ERA).

Принудительное удаление воздуха осевым вентилятором
Устройство вытяжки осевым вентилятором

Его можно установить отдельно на боковую стену совместно с инерционной решеткой КФ. Она необходима для того, чтобы перекрывать отверстие в то время, когда вентилятор выключен и не работает. Тем самым будет организовано препятствие попаданию избыточного количества холодного воздуха в помещение в зимний период.

Вытяжной осевой вентилятор Storm
Вытяжной осевой вентилятор Storm (ERA)

Установка канального вентилятора своими руками

В завершение продемонстрирую Вам схему установки канального вентилятора Mars GDF, которую легко можно реализовать своими руками. Монтаж этого оборудования — достаточно простое мероприятие. Верьте в свои силы и наслаждайтесь чистым воздухом.

Подключение воздушных каналов
Подключение воздуховодов
Автор: Саркис Тагаев, эксперт в климатическом оборудовании. Узнайте больше об авторе, перейдя по ссылке.

Что будем искать? Например,Канальный вентилятор

Мы в социальных сетях