Автор: Саркис Тагаев (Обновлено: 2025-03-23)
Выхлопные газы и испарения автомобильных жидкостей могут представлять серьезную угрозу для здоровья. Недостаток свежего воздуха в закрытом пространстве приводит к нежелательным последствиям. Продуманная вентиляция в гараже с подвалом нужна для безопасности и создания оптимальных условий хранения автомобиля.
Неотапливаемое помещение с хорошим воздухообменом не накапливает влагу, что снижает риск появления ржавчины и коррозии на металлических деталях. В этой статье мы рассмотрим различные способы обеспечения здорового микроклимата, необходимое оборудование и полезные советы.
Быстрый переход:
Нужный воздухообмен
Режимы работы
Выбор системы
Базовая схема
Приток
Вытяжка
Воздуховоды
Канализационные трубы
Искусственная тяга
Заключение
Кратность воздухообмена
Разные источники приводят противоречивую информацию о требуемом уровне проветривания. Наиболее заслуживает доверия «Временное совместное решение по корректировке нормативных требований, представленных в ОНТП 01-91, МГСН 5.01-94», которое касается проектирования стоянок легковых автомобилей. В пункте 2.1 этого документа указано:
Воздухообмен в гаражах-стоянках индивидуального (личного) транспорта определяется расчетом… Значение не должно составлять менее 150 м³/час на одно машиноместо.
Производители вентоборудования, учитывая кратковременный заезд и выезд автомобиля, рекомендуют обновлять атмосферу с кратностью 6–8 раз в час. Для стандартного машиноместа размером 6 × 4 × 2,5 метра производительность составит 360–480 м³/час.
Какая должна быть вентиляция
Для режима хранения достаточно трехкратного воздухообмена, как для обычного влажного помещения, которым в большинстве случаев и является неотапливаемый гараж. Для стандартных размеров 6 × 4 × 2,5 (h) метра получается производительность 180 м³/час. Из этой цифры видно, норма «не менее 150 м³/час на одно машиноместо» не учитывает включение двигателя.
Для нейтрализации выхлопных газов применяют два подхода. Первый — экономный: двигатель работает внутри помещения кратковременно, только для заезда (выезда) автомобиля. Ворота закрываются не сразу, а через некоторое время (5–10 минут), необходимое для проветривания.
В качестве альтернативы долгому ожиданию используется дополнительная механическая вытяжка, интенсивно удаляющая загрязнения. Не стоит ограничиваться расходом 480 м³/час, здоровье важнее. Если есть возможность, устанавливайте более мощный вентилятор.
Вредные газы содержат легкие и тяжелые фракции. Удалять их надо одновременно из верхней и нижней зоны в пропорции 50% на 50%.
Принудительная или естественная вентсистема
Естественная вентиляция основана на использовании природных физических процессов, таких как ветер и атмосферные потоки, возникающие из-за разности плотности, температуры и давления. Она подразумевает организацию продухов и каналов, обеспечивающих свободную циркуляцию воздуха в помещении. Такая система менее эффективна в удалении загрязнений, но при этом она проста и не требует затрат на эксплуатацию.
Механическое оборудование обеспечивает более интенсивное удаление загрязненного воздуха и подачу свежего. Преимущество принудительной вентиляционной системы заключается в её эффективности и надежности, которые не зависят от внешних факторов. Основной недостаток — использование электрической энергии, за которую нужно платить.
Если предполагается, что процессы, связанные с выделением выхлопных газов или вредных паров, будут происходить часто, то использование вентилятора предпочтительно. Если же помещение в основном предназначено для длительного хранения транспортного средства, то простого продува будет вполне достаточно.
Лучше сочетать два этих подхода. Такая комбинация может обладать экономичностью естественной и эффективностью механической вентсистемы.
Советую посмотреть:
Схема для бокса с подвалом
Для эффективной работы рекомендуется использовать простую и проверенную схему. Приток поступает в помещение через проемы в воротах или рядом с ними. Отработанный воздух удаляется через вертикальные воздухоотводящие каналы, расположенные на противоположной от въезда стороне. Для улучшения тяги рекомендуется использовать трубопроводы максимальной высоты.
На один уровень достаточно установить вытяжной воздуховод диаметром 150 или 160 мм и два круглых приточных канала диаметром 125 мм (прямоугольный аналог 120 х 120 мм). Для неотапливаемого гаража с подвалом по периметру необходимо будет две трубы диаметром 150 / 160 мм (по одной на каждый уровень) и уже четыре воздухоприемных отверстия указанного размера, расположенных по углам сверху и снизу. Это обеспечит равномерное проветривание всего внутреннего пространства.
Количество и размер проходов можно изменить, особенно если ворота не герметичны. Главное, чтобы сохранялась их суммарная пропускная способность, и они были по возможности распределены. Надо избегать застойных зон.
Обратите внимание:
- Отводящих вентканалов должно быть несколько. Один работает с верхним уровнем, второй обслуживает подвал или погреб.
- Для улучшения тяги используйте ротационные дефлекторы.
- Чтобы свежие воздушные массы попадали в подвальное пространство, в перекрытии следует устроить продухи. Их размер должен быть сопоставим с приточными проходами в стене.
Базовая схема может служить основой, к которой добавляют те или иные улучшения. Установка дополнительного электровентилятора позволит производить интенсивное проветривание, которое понадобится в следующих случаях:
- Удаление выхлопных газов при заезде (выезде) машины. Не стоит путать этот кратковременный режим с постоянной работой двигателя на испытательном стенде.
- Борьба с влажностью. Очень часто стены не изолированы должным образом от попадания внутрь осадков и грунтовых вод. Эта проблема не будет полностью устранена, зато получится значительно смягчить последствия этого бедствия. Плесени и сырости зимой будет меньше.
- Проведение ремонтных работ. Здесь подкрасили, там подмазали, пшикнули химией — находиться внутри стало невозможно. Знакомая картина?
Приток воздуха
Часто приток попросту упускают из вида, хотя он важная часть функционала. Из-за серьезности вопроса описание этого существенного аспекта вынесено в отдельную статью. Рекомендую ознакомиться с подготовленной мной информацией, перейдя по ссылке.
Вытяжка в гараже
Из-за небольшой высоты вытяжных трубопроводов тяга в них всегда недостаточная, поэтому её необходимо усиливать. Турбодефлекторы — оптимальное решение для этой задачи, поскольку они значительно эффективнее других устройств.
Работает турбодефлектор по следующим принципам: используя энергию ветра, вращаясь, он создает разрежение в вентиляционном канале, увеличивая тягу. Независимо от направления ветра, крыльчатка крутится только в одну сторону. Исключается обратная тяга и попадание внутрь осадков.
Турбодефлекторы изготавливают из оцинкованного металла и нержавеющей стали. Интересное изделие, называемое нанодефлектор, собирается из прочного пластика. Он устойчив к заснеженности, не боится коррозии, выпадения конденсата и образования наледи. Не нужно изобретать велосипед с устройством трубопроводов на улице — можно сразу приобрести готовые теплоизолированные основания.
Чтобы избежать конденсации влаги на внутренней поверхности и стекания капель вниз, вентканалы, находящиеся на улице, нужно изолировать.
Размеры и материалы воздуховодов
Для лучшего результата надо применять круглые воздуховоды диаметром 150—160 мм. На каждый уровень требуется отдельная магистраль. Из подвала одна труба, с уровня хранения автомобиля второй воздухопровод.
Диаметр 100 мм слишком мал, чтобы обеспечить достаточную пропускную способность, поэтому он не рассматривается. Воздуховоды d=125 мм тоже не отличаются высокой пропускной способностью, но не стоит спешить от них отказываться. Если внизу нет подвала или обособленного погреба, то можно устроить две вентшахты диаметром 125 мм в углах, напротив въездных ворот.
Пластик не боится коррозии. С образованием конденсата на поверхности у него всё обстоит гораздо лучше, чем у металла. Поэтому я не могу рекомендовать к применению оцинкованные воздухопроводы. Их необходимо хорошо теплоизолировать. Особенно нуждаются в дополнительном утеплении наружные участки.
Использовать асбестоцементные трубы не рекомендуется. Асбест — вредный для здоровья материал, поэтому избегайте любого контакта с ним. Если у вас уже есть такое «счастье», постарайтесь избавиться от него.
Применение канализационных труб
Помимо стандартных белых вентиляционных каналов, допустимо использовать и канализационные трубы — кому как больше нравится. На мой взгляд, белые воздуховоды смотрятся аккуратнее, но у них есть недостатки:
- они хлипковаты;
- со временем могут пожелтеть от попадания ультрафиолета;
- требуют покраски, чтобы не выглядеть грязными;
- снаружи на них сложно установить турбодефлектор.
Для монтажа внутри помещения они вполне подойдут.
Пластиковая канализация более массивная, поэтому конструкции из неё получаются жёстче. Это её несомненное достоинство. Если случайно задеть такую магистраль, то с большой вероятностью она не развалится.
Механическая вытяжка
На одно машиноместо необходимо примерно 480–500 м³/час. Круглый канальный вентилятор диаметром 160 мм как раз обладает такой производительностью. Его патрубки отлично подойдут по размерам.
Для установки необходимо выбирать такой вентилятор, чтобы в выключенном состоянии его рабочее колесо хорошо продувалось и не мешало движению потока между лопастями.
Настенные осевые вентиляторы
Если есть возможность, рассмотрите вариант настенного размещения осевого электровентилятора. Он хорошо подходит для установки на боковой или торцевой стене совместно с инерционной решеткой, которая перекрывает проем, когда устройство выключено и не работает. Таким образом, зимой холод не будет проникать внутрь.
Заключение
Я надеюсь, что данная статья помогла Вам разобраться в вопросе. Вы теперь знаете, как обеспечить оптимальные условия хранения автомобиля и его безопасную эксплуатацию.
Рекомендации по теме: