Вентиляция в гараже

Вентиляция в гараже

Автор: Саркис Тагаев   (Обновлено: 23.07.2024 г.)

Быстрый переход:

Нормируемый воздухообмен
Рекомендации по режимам работы
Принудительная или естественная система
Надо делать так
Подача (приток)
Вытяжка в приоритете
Размеры воздуховодов
Канализационные трубы
Механическая тяга
Осевой вентилятор
Монтаж канальника


Для чего нужна вентиляция в гараже? Прежде всего для безопасности. Выхлопные газы и испарения автомобильных жидкостей могут представлять серьезную угрозу для здоровья. Недостаток свежего воздуха в закрытом пространстве приводит к опасным последствиям.

Продуманная система также необходима для оптимальных условий хранения автомобиля. Неотапливаемое помещение, в котором устроен хороший воздухообмен, не накапливает влагу. Это снижает риск появления ржавчины и коррозии на металлических деталях. В этой статье будут рассмотрены различные подходы, рекомендуемое оборудование и особенности его применения. Также я поделюсь полезными советами, чтобы Ваш дом для машины стал наиболее благоприятным местом для ее нахождения и обслуживания.

Нормируемый воздухообмен

Строительные нормы и правила
Строительные нормы и правила

Для успеха мероприятия надо понимать, какое проветривание необходимо. Разные источники дают противоречивую и отличающуюся информацию.

Наиболее заслуживающий доверия источник информации — Временное совместное решение по корректировке нормативных требований, представленных в ОНТП 01-91, МГСН 5.01-94 и касающихся проектирования стоянок легковых автомобилей. В нем можно прочитать пункт 2.1: «Воздухообмен в гаражах-стоянках индивидуального (личного) транспорта определяется расчетом… Значение не должно составлять менее 150 м³/час на одно машиноместо».

Большинство сайтов, переписывающих друг у друга информацию, приводят следующие данные: согласно СНиП «Стоянки автомобилей», для одноквартирных домов на один легковой автомобиль берется расход 180 м3/час. Я не нашел подтверждения этих данных, тем не менее, предлагаю принять их во внимание.

По рекомендациям производителей вентоборудования, для хранения транспорта должен обеспечиваться 6—8-кратный обмен воздушной среды. Для стандартных размеров 6 × 4 × 2,5 метра расход составит порядка 480 м3/час.

Рекомендуемая кратность воздухообмена
Рекомендуемая кратность

Невозможно учесть продолжительность, интенсивность, техническое состояние и режимы работы каждого двигателя, как основного источника загрязнения. Не надо выхватывать из норм только цифры и слепо ими руководствоваться. Ключевыми для понимания являются слова «определяется расчетом». Естественно, его никто не выполняет из-за сложности. Для упрощения проектирования берется кратность, которая учитывает допуски и неточности. Ей надо руководствоваться с умом, понимая суть происходящих процессов.

Рекомендации по воздухообмену и режимам работы

Для простого понимания, руководствуясь личным опытом и практикой, свои рекомендации я сформулировал следующим образом:

Базовый усредненный воздухообмен — 250—300 м3/час на одну машину (приблизительная кратность 4-5). При такой производительности вентсистема справится с кратковременной работой двигателя во время заезда и выезда. Будет комфортно проводить обслуживание автомобиля без значительных окрасочных работ.

Для режима хранения достаточен трехкратный воздухообмен, как для обычного влажного помещения, которым, в большинстве случаев, неотапливаемый гараж является. Для стандартных размеров гаража (6 × 4 × 2,5(h) метра) получается производительность 180 м3/час. Как Вы можете увидеть по цифре, нормы «не менее 150 м3/час» и «180 м3/час» на одну машину не учитывают включение двигателя.

Выхлопные газы от работающего двигателя автомобиля
Вредные выхлопные газы

Для борьбы с вредностями практикуют два подхода. Первый — экономный: двигатель в машине включается кратковременно, только для заезда (выезда). Ворота закрываются не сразу, выдерживается время (5–8 минут) для проветривания.

Этот способ имеет недостатки, которые я испытал на себе. Иногда заехать не получается с первого раза. Нагазуешь во время парковки, закроешь ворота побыстрее из-за спешки, вернешься на секунду, задержишься и дышишь этой гадостью. Все знаю, все понимаю, но почему-то это происходило достаточно регулярно. Ждать, уставившись как баран на открытые ворота, не хочется.

В качестве альтернативы долгому проветриванию используется дополнительная механическая вытяжка, интенсивно удаляющая загрязнения, когда это необходимо. Выхлопные газы содержат легкие и тяжелые фракции. Удалять их надо одновременно из верхней и нижней зоны в пропорции 50% на 50%.

Механическая вытяжка в гараже
Схема с дополнительным вентилятором

Здесь уже должно стать понятно, почему большинство производителей вентиляционного оборудования являются сторонниками интенсивного 6—8-кратного воздухообмена, порядка 480—500 м3/час. Я бы этими цифрами не ограничивался, здоровье дороже. Для быстрого удаления газов можно поставить более производительный вентилятор с таймером.

Схема процесса: Датчик на открытие ворот включает вытяжку. После их закрытия, через установленное на таймере время (примерно 10–15 минут), система возвращается в исходное состояние. Один раз настроил и забыл о проблеме.

Принудительная или естественная вентсистема?

Естественная вентиляция в гараже основана на использовании обычных физических процессов, таких как ветер и потоки воздуха из-за разности плотности и давления. Она подразумевает организацию отверстий и каналов, дающих возможность воздуху свободно циркулировать в помещении. Естественная система менее эффективна в удалении загрязненного воздуха, но зато она простая и бесплатна в эксплуатации.

Естественная вентиляция воздуха
Схема естественной вентиляции

При работе механического оборудования удаление загрязненного и подача свежего воздуха происходят более интенсивно. Преимущество принудительной вентсистемы заключается в её эффективности и надежности, не зависящей от внешних факторов. Основной недостаток такой системы в том, что для ее работы требуется электрическая энергия, за которую надо платить.

Если предполагается, что процессы, связанные с выделением выхлопных газов или вредных паров, будут происходить часто, то использование вентилятора предпочтительно. Если помещение в основном используется для простого длительного хранения, то естественного движения воздуха будет достаточно.

Лучше сочетать два этих подхода. Такая комбинация может обладать экономичностью естественной и эффективностью механической вентсистемы.

Делаем вентиляцию правильно

За основу лучше всего взять простую проверенную схему естественного движения воздуха, которую можно устроить собственными руками.

Схема вентиляции в гараже
Схема вентиляции в неотапливаемом гараже с подвалом

Приток поступает в помещение через отверстия в воротах или рядом. С противоположной стороны от въезда должны находиться вертикальные воздухоотводящие каналы. Желательны трубопроводы с максимальной высотой. Чем выше, тем лучше для тяги.

На один уровень достаточно устроить вытяжной воздуховод диаметром 150 или 160 мм и два круглых приточных канала диаметром 125 мм (прямоугольный аналог имеет размер 120 х 120 мм). Для гаража с подвалом по периметру необходимо будет две трубы диаметром 150 / 160 мм (по одной на каждый уровень) и четыре воздухоприемных отверстия указанного размера. Воздухозаборы следует расположить по углам сверху и снизу. Так будет обеспечено проветривание всего внутреннего пространства.

Конечно, можно изменить количество и размер отверстий, особенно если ворота не герметичны. Главное, чтобы сохранялась их суммарная пропускная способность и они были по возможности распределены. Застойных зон надо избегать.

Приточные отверстия для воздуха в распашных воротах
Отверстия в распашных воротах

Обратите внимание:

  • Удаление нужно производить с противоположной стороны от поступающего притока. Все пространство должно хорошо продуваться.
  • Вентканалов должно быть несколько. Один работает с верхним уровнем, второй обслуживает подвал или погреб.
  • Для улучшения тяги используйте ротационные дефлекторы. При небольшой цене они принципиально улучшают картину.
  • Чтобы свежие воздушные массы попадали в подвальное пространство, в перекрытии необходимо устроить продухи. Их размер должен быть сопоставим с приточными отверстиями в стене.
Отверстия в рулонных воротах
Воздухозабор в рулонных воротах

Описанная схема может служить основой, к которой в случае необходимости добавляют те или иные улучшения. Установка вентилятора позволит добавить в систему возможность производить интенсивное проветривание, которое понадобится в следующих случаях:

  • Удаление выхлопных газов при заезде (выезде) машины. Не стоит путать этот кратковременный режим с постоянной работой двигателя на испытательном стенде.
  • Борьба с влажностью. Очень часто стены не изолированы должным образом от попадания внутрь осадков и грунтовых вод. Эта проблема не будет полностью устранена, зато могут быть значительно смягчены последствия этого бедствия. Плесени и сырости зимой будет меньше.
  • Проведение ремонтных работ. Здесь подкрасили, там подмазали, пшикнули химией — находиться внутри стало невозможно. Знакомая картина?

Подача притока

Поступление достаточного количества свежих воздушных масс необходимо. Часто приток попросту упускают из вида. Из-за серьезности вопроса описание этого существенного аспекта вынесено в отдельную статью. Я рекомендую ознакомиться с подготовленной мной информацией.

Вытяжка в приоритете

Вытяжная система с использованием турбодефлекторов оптимальна. Все другие устройства (зонты, обычные дефлекторы) значительно проигрывают по эффективности вращающимся (ротационным) дефлекторам.

Вытяжные турбодефлекторы ТД (ERA)
Турбодефлекторы ТД (ERA)

Работает турбодефлектор по следующим принципам: используя энергию ветра, вращаясь он создает разрежение в вентиляционном канале, увеличивая тягу. Независимо от направления ветра, крыльчатка крутится только в одну сторону. Исключается обратная тяга и попадание внутрь осадков.

Коэффициент местного сопротивления турбодефлектора намного меньше единицы. Используя природный ветер, он фактически бесплатно ускоряет и усиливает проветривание.

Турбодефлекторы изготавливают из оцинкованного металла и нержавеющей стали. Очень интересное изделие, называемое нанодефлектор, собирается из пластика. Он устойчив к заснеженности, не боится коррозии, выпадения конденсата и образования наледи. Пластмассовые нанодефлекторы — лучший вариант оборудования. Не надо изобретать велосипед с устройством трубопроводов на улице, можно сразу приобрести родные, готовые теплоизолированные основания.

Нанодефлектор для естественной вытяжки
Ротационный нанодефлектор

Чтобы избежать конденсации влаги на внутренней поверхности и стекания капель вниз, вентканалы, находящиеся на улице, необходимо изолировать.

Возможные цвета нанодефлекторов
Цвета нанодефлекторов

Размеры и материалы воздуховодов

Для организации эффективной вытяжки необходимо использовать круглые воздуховоды диаметром 150—160 мм.  На каждый уровень необходим отдельный канал. Из подвала одна труба, с уровня хранения автомобиля второй воздухопровод.

Диаметр 100 мм ничтожно мал и не рассматривается. Воздуховоды диаметром 125 мм тоже не впечатляют пропускной способностью, но не стоит спешить от них отказываться. Если внизу нет подвала или обособленного погреба, то можно устроить две вытяжные шахты диаметром 125 мм в углах, напротив въездных ворот. Таким образом, удаление отработанной воздушной среды будет происходить более равномерно. Организовывать два прохода через кровлю сложнее, чем устроить один выброс диаметром 160 мм, поэтому последний вариант более предпочтительный.

Выпускаемые размеры пластиковых воздуховодов
Размеры пластиковых воздуховодов

Поскольку мы имеем дело с влагой, пластик обходит другие варианты. Он не боится коррозии. С образованием конденсата на поверхности у него всё обстоит намного лучше, чем у металлических аналогов. Поэтому я не могу советовать к применению оцинкованные вентканалы. Их надо хорошо теплоизолировать. Особенно нуждаются в дополнительном утеплении наружные участки.

Использовать асбестоцементные трубы не рекомендую. Асбест — очень вредный для здоровья материал, избегайте какого-либо контакта с ним. Если у Вас уже есть такое «счастье» постарайтесь побыстрее избавиться от него.

Вентиляция в гараже из канализационных труб

Помимо белых вентиляционных каналов, можно использовать канализационные трубы. Кому как больше нравится. На мой взгляд, белые воздуховоды смотрятся аккуратнее, но они хлипковаты; требуют покраски, чтобы не смотреться грязными; снаружи на них нормально не установишь турбодефлектор. Для монтажа внутри помещения они вполне подойдут.

Канализационные трубы для организации движения воздуха
Канализационные трубы

Пластиковые канализационные трубы более массивные, конструкции из них получаются жестче, чем из белых тонкостенных каналов. Это их несомненное достоинство. Если случайно задеть такую магистраль, то с большей вероятностью она не развалится.

Принудительная тяга

На одно машиноместо необходимо примерно 480-500 м3/час. Круглый канальный вентилятор диаметром 160 мм как раз такой производительности. Его патрубки отлично подойдут по размерам к рекомендуемым трубам. Конечная конфигурация напрашивается сама собой.

Канальные вентиляторы MARS и TYPHOON 2SP
MARS и TYPHOON 2SP (ERA Group)

Для установки в канал необходимо выбирать такой вентилятор, чтобы в выключенном состоянии его рабочее колесо хорошо продувалось и не мешало движению потока между лопастей. Центробежные крыльчатки в форме беличьего колеса не подойдут, они будут создавать большое сопротивление.

Рекомендую конкретное оборудование: Mars GDF 160 с металлическим корпусом и его пластиковый аналог Typhoon 160 2SP. У них отличное соотношение цены и качества. Перейдя по ссылкам, Вы сможете познакомиться с обзорами этой продукции.

Настенные осевые вентиляторы

Если существует возможность, рассмотрите вариант настенного размещения техники.

Принудительное удаление воздуха осевым вентилятором
Осевик на стене сбоку

Осевой вентилятор можно установить отдельно на боковую или торцевую стену совместно с инерционной решеткой КФ. Она нужна для перекрытия отверстия во время, когда вытяжка выключена и не работает. Зимой холод не попадет во внутрь.

Вытяжной осевой вентилятор Storm
Storm (Компания ERA Group)

Монтаж канального вентилятора

В завершение приведу схему установки канальника Mars GDF, которую легко можно воплотить в жизнь собственными силами.

Подключение воздушных каналов
Подключение воздуховодов
Автор: Саркис Тагаев, эксперт в климатическом оборудовании. Узнайте больше об авторе, перейдя по ссылке.

Что будем искать? Например,Канальный вентилятор

Мы в социальных сетях