Автор: Саркис Тагаев (Обновлено: 14 апреля 2024 г.)
В помещении где мы храним свой любимый автомобиль, делаем ремонтные работы, занимаемся творчеством и вообще проводим много времени требуется организация необходимого обмена воздуха. Одним из основных аспектов, который надо учесть это правильно сделанная приточная вентиляция в гараже. Она обеспечивает поступление свежего воздуха внутрь помещения. Без нее не будет работать вытяжка и удаляться загрязненный воздух. В этой статье мы рассмотрим, как устроить приточные отверстия в гараже, почему они важны и какие есть варианты. Готовы узнать больше? Тогда давайте разберемся вместе!
Необходимость поступления воздуха
Самый главный момент, который надо понять — вытяжка и приток взаимосвязаны. Одного без другого не бывает. Если свежий воздух не поступит в помещение, то использованный и загрязненный воздух не сможет быть удален. Часто встречаются случаи, когда вытяжные каналы сделаны не совсем идеально, но их вполне достаточно. С притоком же совсем беда, его либо нет, либо его крайне недостаточно. Такая неполноценная система не работает должным образом.
Наиболее рациональный вариант устраивать комплексную вентсистему с естественным движением воздуха, которая будет работать большинство времени. В тех случаях, когда это необходимо воздухообмен в помещении может происходить более интенсивно, используя дополнительный вентилятор.
Приточка в гараже
Для замещения вытяжного необходимо поступление свежего воздуха. В отличие от закрытых (подземных) автомобильных стоянок для большого количества транспортных средств, в частных гаражах личного использования не применяются централизованные приточные установки (приточки). Они дорого стоят, требуются постоянные существенные затраты энергии, да и просто нет такой необходимости.
Если Вы используете помещение как мастерскую, если у Вас там полноценное производство и круглогодичное рабочее место, то тогда ситуация меняется. Правильно спроектированная и устроенная приточка позволит не только подавать чистый воздух в нужном количестве, но и устроить систему воздушного отопления. Подогрев и рециркуляция обеспечат поддержание необходимой температуры внутри помещения. Главное, чтобы была энергия для нагрева.
Место расположения приточных отверстий
Поступление воздуха в помещение организуется естественным образом через отверстия в строительном ограждении. Вообще они могут находиться в разных местах. Но как правило, большинство гаражей имеют только одну наружную стену. Поэтому необходимые проёмы располагаются на этой стене, рядом с воротами. Если в Вашем случае нет таких ограничений, то смело можно делать приток воздуха в другом месте, например, на боковой стене. Главное, чтобы он располагался максимально удаленно от вытяжки, желательно, в противоположной части помещения.
Внутри могут накапливаться различные вредности. Какие-то газы скапливаются снизу, а какие-то — в верхней части помещения. Поэтому проходы для свежего воздуха должны находиться буквально везде: слева и справа от ворот, сверху и снизу. Надо избегать мертвых зон, помещение должно хорошо продуваться.
Нижние проемы в строительной конструкции приподымают над уровнем земли примерно на 30 сантиметров. Это необходимо для того, чтобы зимой их не засыпало снегом.
Устройство воздушных каналов в стене
Воздушные каналы в наружной стене должны быть правильно устроены и сделаны из материалов, которые препятствуют промерзанию. Умельцы из интернета часто советуют какую-то дичь, например, рекомендуют сварить два металлических швеллера и разместить такой воздушный канал квадратной формы в кирпичной кладке. Это крайне неправильное техническое решение: металл проводит тепло и в местах установки такого воздуховода будет образовываться мостик холода, стена рядом с таким узлом прохода может промерзать. Кроме того, может выпадать конденсат на холодной металлической поверхности и на стене рядом с ней. Последствия в форме грибка и плесени не заставят себя долго ждать.
Программа минимум — не только организовать отверстия в наружной стене, но и обработать их внутреннюю поверхность защитным гидрофобным раствором, чтобы влага не могла попасть внутрь стены. Обычно этого не делают, из-за этого в дальнейшем могут наблюдаться проблемы с сыростью строительного ограждения и его относительно быстрым разрушением под воздействием сменяемых циклов замерзания и разморозки.
Программа максимум — устройство в стене полноценных клапанов, в состав которых входит утепленная пластиковая проходная гильза. Она защищает от попадания внутрь стены влаги и препятствует преждевременному разрушению строительной конструкции.
Если в существующей наружной стене нет отверстий, их необходимо организовать. Можно просто взять в свои руки перфоратор и выбить дырки нужного размера и формы либо пригласить специалистов и аккуратно просверлить отверстия алмазной коронкой.
Важно! При устройстве узлов прохода в стене необходимо предусматривать минимальный уклон. Попавшая внутрь вода или конденсат должны вытекать наружу, а не внутрь помещения. Проходные гильзы желательно утеплить, чтобы не было мостиков холода.
Выбор наружных воздухозаборных решеток
Одна из распространенных ошибок при самостоятельном устройстве приточной вентсистемы гаража — неправильный выбор и установка воздухозаборных решеток. Нельзя лепить на стену первую попавшуюся решетку. Про перевернутые и замурованные пустотелые кирпичи я долго распространяться не буду, это полная нищета и средневековье. Отмечу только то, что они не обеспечивают необходимой полезной площади отверстий. Маленькие неровные воздушные каналы в кирпиче создают большое аэродинамическое сопротивление, наружный воздух не может поступать в помещение в нужном количестве.
Если Вы собираетесь использовать для притока воздуха пустотелые кирпичи, то дам Вам совет. Просуммируйте общую площадь проходов в кирпиче и сравните ее с рекомендуемой площадью отверстий. Постарайтесь установить столько кирпичей, чтобы превысить рекомендуемые в этой статье размеры воздухозаборных проемов на 20-30 %. Таким образом можно будет хоть как-то компенсировать потери, возникающие при прохождении воздуха через маленькие воздушные каналы не предназначенные для этого.
Для забора воздуха необходимо применять вентрешетки, соответствующие следующим критериям:
- Свободное прохождение воздушного потока. Полезное живое сечение решетки должно быть максимально большим.
- Конструкция изделия препятствует попаданию внутрь воды во время дождя. Обратите внимание на присутствие козырька или наклонных ламелей, которые обеспечат слив дождевой воды наружу.
- Наличие защитной сетки средней крупности. Мелкие ячейки будут забиваться тополиным пухом и другим летающим мусором. Сетка с крупными ячейками не защитит от попадания внутрь помещения мелких животных и насекомых.
- Антивандальные свойства. Необходима защита от различных «шутников», которые могут засунуть что-либо внутрь незащищенного проема.
При выборе воздухозаборных решеток рекомендую обратить внимание на наружные алюминиевые решетки РКМ производства компании ERA Group. Это почти идеальный вариант. Небольшая стоимость, приятный внешний вид, массивный металлический корпус, невидимое крепление, нет сильно выступающих элементов, легко перекрашиваются в нужный цвет. Чего еще можно желать? Правда, есть небольшой недостаток: ячейки защитной сетки мелковаты. По большому счету на это можно закрыть глаза. Ничего не случится, если раз в год почистить решетки от накопившегося мусора, тем более что устанавливаются они обычно на небольшой высоте.
Размер отверстий
Размер приточных отверстий в гараже не регламентируется законодательством и строительными нормами. По крайней мере, я не встречал такой информации. Надо руководствоваться принципом необходимой и разумной достаточности. Как я сказал ранее, помещение должно хорошо продуваться. Могу рекомендовать следующие минимальные размеры: 120 × 120 мм — для прямоугольной формы, d =125 мм для круглых каналов. Напомню, таких проемов должно быть 4 штуки в разных частях стены, через которую осуществляется забор воздуха.
Поясню откуда взялись такие цифры. Для нормального естественного движения воздуха в среднестатистическом гараже на одну машину необходим вытяжной канал диаметром 160 мм. Для подвального помещения такой-же площади нужен еще один воздуховод этого-же размера. Для расчета применяем формулу площади круга. Площадь сечения вытяжного канала диаметром 160 мм составит (3,14 х 0,16 х 0,16) / 4 = 0,02 кв. м. Для хорошей и сбалансированной работы системы необходимо чтобы площадь вытяжных и подводящих воздуховодов была равной. Для помещения с подвалом необходимая площадь вытяжных и нагнетательных отверстий составит 0,02 х 2 = 0,04 кв. м. При устройстве четырех воздухозаборов, делим эту цифру на четыре. Также учитываем, что ламели в любой решетке перекрывают часть сечения, примерно на 30%. Соответственно в расчетах используем поправочный коэффициент 0,7 (70% — приблизительная полезная площадь проходов воздуха в решетке). Получаем: (0,04 / 4) / 0,7 = 0,0143 кв. м. – рекомендуемая площадь одного из четырех приточных каналов. Проверяем:
- Площадь прямоугольного канала 120х120 мм составит: 0,12х0,12 = 0,0144 кв. м.
- Площадь круглого канала d=125 мм: (3,14 х 0,125 х 0,125) / 4 = 0,0123 кв. м.
Хотелось бы использовать чуть больший круглый воздуховод, но мы ограничены стандартной линейкой размеров выпускаемой продукции. Канал диаметром 125 мм наиболее близкий к желаемой площади сечения. Не большое расхождение в данном случае не имеет значение.
Важно! На один уровень (предположим у Вас нет подвала) будет достаточно устроить один вытяжной воздуховод диаметром 160 мм и два круглых нагнетательных канала диаметром 125 мм (прямоугольный аналог 120 х 120 мм). Два прохода в стене с воротами лучше расположить по диагонали. Например, одно справа внизу, второе слева вверху, или наоборот. Так будет обеспечен максимальный охват всего объема помещения.
Понятно, что у каждого автовладельца свои условия и разный конструктив помещения. Можно менять количество и размер отверстий. Главное, чтобы приблизительно сохранялась их суммарная полезная площадь и они были по возможности распределены, чтобы отсутствовали мертвые застойные зоны. Из-за разных плотностей вредных газов обязательно один проход должен быть внизу, другой сверху. Помните, всё помещение должно продуваться.
Оцените степень герметичности своих ворот. Если они насквозь дырявые, то тогда Вам и не надо столько приточных проемов или их размер можно уменьшить. Часть воздуха будет поступать через различные щели и не плотности.
Организация прохода воздуха в гаражных воротах
Почему нет? Ворота – это прекрасное место для устройства приточных проходов. Тем более, что многие производители предлагают такую возможность. Но тут есть проблема. Продавцы ворот не сильно заботятся о Вашем комфорте. Прежде всего они хотят продать ворота, какое-либо усложнение и удорожание своей продукции им точно не требуется. Ситуация усугубляется тем, что покупатели, не обладая необходимой информацией, просто не могут сделать запрос нужной опции. Получается замкнутый круг. Покупатели не спрашивают, продавцы не предлагают.
На самом деле проблема серьезная. Введите в поисковик запрос “Гаражные ворота”. Много Вы увидите ворот с отверстиями для приточной вентиляции? Я проверял своими руками, там их нет. Предлагаемая продукция красиво выглядит, но она лишена необходимого функционала.
Не стоит ограничиваться только красивой отделкой приобретаемой продукции. Выкрутите как следует руку продавцу. У большинства серьезных производителей ворот уже все давно придумано. Посмотрите каталоги и найдите подходящее для себя техническое решение. Я не говорю, что все просто. Необходимо учитывать разные моменты, в том числе и безопасность. Любое отверстие в воротах, это брешь в обороне Вашего четырехколесного сокровища. Правильно оценивайте риски и ищите приемлемый вариант.
Заключение
Правильно сделанная своими руками приточная вентиляция в гараже является неотъемлемым компонентом создания комфортной и безопасной среды. Надеюсь, следуя моим советам и рекомендациям, Вы сможете обеспечить свое помещение свежим, чистым воздухом, который защитит Ваше здоровье и сохранит автомобиль в отличном состоянии.
P.S. Продолжите знакомство с тематической информацией: