Автор: Саркис Тагаев (Обновлено: 2025-02-17)
Современный гараж – это пространство свежести и комфорта, где нет духоты, избыточной влажности, неприятных запахов. Хотите узнать, как создать такую атмосферу у себя? В этой статье я поделюсь своим личным опытом и расскажу, как я сделал себе правильно организованную, эффективную механическую систему вентиляции, не препятствующую свободной циркуляции воздуха.
Правильная вентиляция в гараже: Мой фотоотчет
Поскольку гараж не строился с нуля, а был приобретен уже в готовом виде, мне пришлось приспосабливаться к имеющимся условиям. Существующая конструкция выходов вентканалов на кровле исключила возможность применения ротационных турбодефлекторов усиливающих тягу.
Ниже представлен список технических решений, реализованных в проекте:
- Организация различных режимов работы вытяжки на каждом уровне сооружения обеспечивается отдельным двухскоростным вентилятором.
- Правильная конфигурация воздуховодов обеспечила одновременное удаление выхлопных газов от автомобиля как из верхней, так и из нижней зоны в необходимой пропорции 50/50%.
- Сохранение природной вентиляции достигнуто за счет применения клапана с электроприводом.
- Установка таймера позволила автоматизировать процесс выключения оборудования.
- Внешний вид пластиковых трубопроводов улучшен их покраской.
Схема устройства вентсистемы
Схема механической двухзонной вытяжной системы, эффективно удаляющей вредные газы с сохранением возможности свободного движения воздуха в дежурном режиме.
Производительность и режимы работы
Обеспечение восьмикратного воздухообмена, необходимого для удаления выделяемых вредностей во время кратковременного заезда/выезда машины, достигается установкой канального электровентилятора диаметром 150 мм. Его максимальная производительность в рабочей точке составляет 472 м³/час при давлении 50 Па.
Большая универсальность достигается предусмотренной минимальной скоростью вращения двигателя (250 м³/час, кратность 4), обеспечивающей меньшую вентиляцию для различных целей:
- Проведения ремонтно-покрасочных работ;
- Эффективное удаление вредных испарений с запахами;
- Снятие избытков тепла летом;
- Сушка автомобильного бокса зимой и в межсезонье.
Упрощенный расчет проектных параметров:
Объем помещения: 5,7 x 3,7 х 2,8 (h) = 59 м³/час. Расход воздуха: 59 м³ х 8 (кратность) = 472 м³/час.
Протяженность наиболее длинной ветки воздуховодов (трубы + вентшахта) – 5 метров. Общее сопротивление сети: 5 м х 10 Па (примерное удельное сопротивление одного метра сети, с учетом разветвлений и поворотов) = 50 Па.
Сохранение простого проветривания
Обеспечение постоянного дежурного проветривания в выключенном состоянии системы достигается монтажом воздушного клапана с электроприводом вблизи вентиляционного канала.
Когда вытяжка выключена, заслонка открыта. При активации механической вентиляции привод закрывает затвор, весь воздух удаляется только наружу. Дополнительные уплотнения совместно со штатной резиновой окантовкой центрального элемента блокируют выход загрязнений назад в помещение.
Балансировка вытяжной системы
Для достижения равномерного отвода легких и тяжелых фракций вредных выхлопных газов мной была выполнена настройка вентсистемы. Чтобы выровнять аэродинамические потери на коротком участке трубы добавилась сделанная вручную дроссельная шайба. Её размер выяснился экспериментальным путем: я вырезал заготовки из плотного картона, постоянно измеряя скорость воздушного потока на разных ветках. Как только достиг нужного результата, регулировочная шайба была изготовлена из пластика. Обычный обратный клапан хорошо подошел для этого в качестве заготовки.
Тонкий мягкий пластик хорошо режется ножницами по металлу.
Перфорированный воздуховод
Для красоты форм и чистоты дизайнерских линий в конструкцию трубопровода был вставлен перфорированный участок равномерного удаления воздуха из верхней зоны. Разметку сделал при помощи обычной изоленты и шила.
Покраска пластиковых труб
Пластиковые воздуховоды имеют изначально не идеально белый оттенок. Они склонны к загрязнениям, отличаются по цвету от фасонных элементов, со временем могут пожелтеть под воздействием ультрафиолета. Чтобы устранить эти недостатки, я их покрасил несколькими слоями краски ручным валиком. Поскольку тонкий гладкий изгибающийся пластик — не самая надежная основа для покрытия, пришлось применить грунтовку Otex Akva с повышенной адгезией. Её часто используют для сложных материалов, таких как стекло или кафель.
Схема подключения вентилятора с таймером и приводом
Полностью ручное управление вентиляцией сложно назвать эффективным. Поэтому для себя я предусмотрел следующую последовательность действий при заезде (выезде) машины. Открываешь ворота, включаешь и сразу выключаешь вытяжку, она отрабатывает установленное на таймере время (15 минут) и автоматически отключается. Такой алгоритм избавляет от ожидания, также он устраняет человеческий фактор забывчивости.
Можно пойти дальше и полностью автоматизировать процесс. Например, герконовый или концевой датчик открытия ворот мог бы активировать работу системы, а таймер – обеспечивать её отключение.
Выбор скорости работы вентилятора осуществляется с помощью обычного проходного выключателя света. Подробное описание этого технического приема доступно по ссылке.
Дополнительный приток
В наружной стене гаража добавил утепленный проход с пластиковой гильзой, впоследствии оснащенный клапаном.
Чтобы узнать больше информации о правильной организации приточных отверстий, перейдите по ссылке.
Не совсем простой вентилятор на нижнем уровне
Несмотря на изначальную сухость подвала, для дополнительной надежности выполнена гидроизоляция торцевой наружной стены (со стороны проезда) и установлен бытовой двухскоростной пластиковый электровентилятор диаметром 150 мм. Он обеспечил трехкратный воздухообмен, требуемый для потенциально влажного углубленного помещения.
Подбор оборудования:
- Объем помещения: 5,7 x 3,7 х 2,5 (h) = 52,7 м³/час.
- Расход воздуха: 52,7 м³ х 3 (кратность) = 158,1 м³/час
- Располагаемого напора 40 Паскалей вполне хватает для вентиляционной шахты протяженностью 4 метра (расчетное удельное сопротивление 10 Па на метр).
Silent 6-03 также может работать на минимальной скорости с пониженными оборотами (80 м³/час, 30 Па). Благодаря большому размеру живого сечения, в выключенном состоянии он хорошо продувается.
Чтобы обеспечить свободное прохождение воздушного потока, пришлось удалить комплектный обратный клапан.
Проход через перекрытие
В перекрытии, помимо существующего продуха, алмазной коронкой d=112 мм высверлили еще один проход. В нём идеально разместился стандартный канализационный патрубок диаметром 110 мм (длинной 350 мм), причем дополнительно крепить и даже отпиливать ничего не пришлось.
Увеличенный раструб не дает изделию упасть. Он также является бортиком, препятствующим падению вниз мелких предметов.
Заключение
Надеюсь, мой отчет о проделанной работе будет полезен. Сделайте свой гараж таким, каким Вы всегда хотели его видеть — комфортным, безопасным и уютным. Желаю удачи Вашему проекту!
Рекомендации по теме: